Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
Нижнеобское территориальное управление
Федерального агентства по рыболовству
  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Горячая линия
+7 922 472 9281, 
(для сообщений о фактах браконьерства) 
Режим работы: с 9.00 до 18.00,
с 18.00 до 9.00 в режиме автоответчика
 

Вопрос-ответ

Вопрос: Возможна ли переуступка прав (объемов, квот) добычи (вылова) водных биоресурсов в целях осуществления традиционного рыболовства другим лицам?

Ответ: Отношения в области рыболовства регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Закон о рыболовстве).

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о рыболовстве, рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями; общины и иные формы общественного самоуправления – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.

Так же следует учесть, что приоритет в части использования природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, определен Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р.

Таким образом, приоритетным правом природопользования наделены коренные малочисленные народы Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, ввиду чего реализовывать данное право уполномочены непосредственно коренные малочисленные народы Севера, проживающие в определенном субъекте Российской Федерации, в отношении которых субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование.

 

Вопрос: Обязательно ли проходить процедуру регистрации сопроводительных документов в ФГИС «Меркурий» на водные биологические ресурсы

Ответ: Отношения в области ветеринарных правил регулируются Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (Закон о ветеринарии).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о ветеринарии, ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным),
к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности,  а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

Так, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, занимающихся добычей (выловом) водных биоресурсов в рамках выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов в целях осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), а также рыбоводным хозяйствам, занимающихся товарной аквакультурой и осуществляющих рыбохозяйственную мелиорацию, необходимо оформлять ветеринарные сопроводительные документы в ФГИС «Меркурий».

Автоматизированная информационная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.

За неисполнение требований ветеринарно-санитарных правил, статьями 10.6, 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, установлена ответственность.

Порядок работы в ФГИС «Меркурий» размещен на сайте www.vetrf.ru, ГИС «Цербер» – www.сerberus.vetrf.ru.

 

Вопрос: В каких случаях необходимо согласовывать строительство садового дома в водоохранной зоне водного объекта

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1367 утвержден перечень случаев, при которых при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства согласование Федерального агентства по рыболовству не требуется (далее – Постановление РФ № 1367).

При этом следует учесть, что в установленный Постановлением РФ № 1367 перечень не попадают случаи, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.

В  соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве в сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

При этом, вышеуказанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Кроме того, при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 32 Закона об охране окружающей среды).

Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

В случае невозможности предотвращения негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, определение последствий такого воздействия и разработка мероприятий по их устранению, направленных на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды их обитания, выполняется по методике, утвержденной приказом Росрыболовства от 06.05.2020 № 238 (далее – Методика).

В случае воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в Росрыболовства (его территориальные органы) заявку по формам, утвержденным приказом Росрыболовства от 11.11.2020 № 597 (далее – Регламент) и приказом Минсельхоза России от 22.04.2020 № 217.

К заявке прилагается документация:

а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 16 и 17 Регламента — копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 — 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 — 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87;

б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил — копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания;

в) при согласовании деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в случае прогнозирования угрозы возникновения таких ситуаций, — сведения о проведении мероприятий, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с указанием срока начала и окончания их реализации) с приложением одного из следующих документов:

- копия оперативно-прогностической информации, содержащая фактические данные о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставленная органу (органам) государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;

- копия предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренного частью 1 статьи 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Учитывая вышеизложенное, Вам необходимо выполнить оценку негативного воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания (далее – оценка воздействия) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и представить ее в Управление.

Для выполнения оценки воздействия Вам необходимо обратиться в соответствующие научно-исследовательские или проектные организации, при этом круг лиц осуществляющих оценку воздействия не определен.

В случае если по результатам вышеуказанной оценки воздействия устанавливается, что проектируемая деятельность оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, то подобная деятельность подлежит согласованию с Росрыболовством (его территориальными органами), в соответствии Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству  строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384.

Дополнительно сообщаем, что информация о порядке предоставления государственной услуги размещена на официальном сайте Управления (http://www.noturfish.ru) в разделе «Отраслевая деятельность» подраздел «Государственная услуга по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

 

Вопрос: По каким реквизитам перечисляется задаток для участия в аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком?

Ответ: Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (Управление) организует и проводит торги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 450 «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком» (Правила) и приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.10.2020 № 543 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров пользования рыбоводными участками с рыбоводными хозяйствами».

В соответствии с данными нормативными правовыми актами Управлением разрабатывается и утверждается аукционная документация и извещение о проведении аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком (Аукционная документация / Извещение), в которых также приводятся реквизиты для перечисления задатка для участия в аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком (Задаток).

Управлением федерального казначейства по Тюменской области установлены следующие реквизиты для перечисления Задатка:

Получатель: УФК по Тюменской области (Нижнеобское территориальное управление ФАР, л/с 05671873980)

ИНН получателя 7203191674

КПП получателя 720301001

Банк получателя: Отделение Тюмень / УФК по Тюменской области, г. Тюмень

к/счет 40102810945370000060

р/счет 03212643000000016700

БИК банка 017102101

ОКТМО 71701000

КБК 0

Код 0003

В «Назначение платежа» указывается: заявитель, ИНН заявителя, КПП заявителя (при наличии). Задаток для участия в аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком по лоту № _____.

При этом, согласно Правил, Аукционная документация / Извещение в обязательном порядке размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru), а также на сайте Управления (http://noturfish.ru, раздел «Отраслевая деятельность», подраздел «Торги (конкурсы, аукционы))».

 

Вопрос: В каких случаях необходимо согласовывать осуществление деятельности?

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
При этом, вышеуказанная деятельность, осуществляется только по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, предусматривающим необходимость согласования деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания проводится
в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, независимо
от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности оценка воздействия выполняется и приводится в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей сред» проектной документации.
В случае воздействия (прямого или косвенного) планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в Росрыболовства (его территориальные органы) заявку по форме, утвержденной приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381 (п. 4 Порядка).
Другим не менее важным моментом является то, что согласно ст. 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – Административный кодекс), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.42 Административного кодекса – использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта
с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006
№ 74-ФЗ в водоохранной зоне запрещается:
— использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
— размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
— осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
— движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
— размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов
(за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
— размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
— сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
— разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством РФ о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1
«О недрах»).
Кроме того, ст. 8.48 Административного кодекса устанавливает ответственность
за несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе и за осуществление деятельности без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных
в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В тоже время, выполнение работ в водоохранной зоне и акватории водного объекта,
в том числе с использованием транспортных средств, а также деятельность, оказывающая негативное воздействие (прямое или косвенное) на водные биоресурсы и среду их обитания, подлежит согласованию с Нижнеобским ТУ.
В случае если проектируемая деятельность проводится за пределами водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, акватории водных объектов и не оказывает негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, то подобная деятельность не подлежит согласованию с Нижнеобским ТУ.

 

Вопрос: В каких случаях необходимо выполнять оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания?

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон
о рыболовстве) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
При этом, вышеуказанная деятельность, осуществляется только по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 
Меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380,
и предусматривают:
— отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
— оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду
их обитания;
— производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
— предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
— установку эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
— выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду
их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ
в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста
и размножения, нагула и массовых миграций);
— определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности
на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработку мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Росрыболовством, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
— проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия
на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Кроме того, при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии
с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 32 Закона об охране окружающей среды).
Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду, утверждены приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372
«Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», результаты оценки воздействия на окружающую среду содержатся в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации.
В случае невозможности предотвращения негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, определение последствий такого воздействия и разработка мероприятий по их устранению, направленных на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды
их обитания, выполняется по методике, утвержденной приказом Росрыболовства
от 25.11.2011 № 1166 (далее – Методика).
В случае воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в Росрыболовства (его территориальные органы) заявку по форме, утвержденной приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381
(п. 4 Порядка).
Исходя из вышеизложенного следует, что положения действующего законодательства предусматривают выполнение в обязательном порядке оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, и в случае невозможности предотвращения негативного воздействия определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработку мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по утвержденной Методике.

 

Вопрос: Необходимо ли согласовать перевод земель из одной категории в другую?

В соответствии с Положением о Нижнеобском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденным приказом Росрыболовства от 13.09.2013 № 705,
к полномочиям Нижнеобского ТУ не относится согласование перевода земель из одной категории в другую категорию.
Между тем, в рамках ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (далее – Порядок) Нижнеобское ТУ осуществляет предоставление государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие (прямое или косвенное) на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее – государственная услуга).
Так, согласно п. 4 Порядка, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для получения государственной услуги представляют
в Нижнеобское ТУ заявку по форме, утвержденной приказом Минсельхоза России
от 25.08.2015 № 381.
К заявке прилагается документация:
а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства – копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 – 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 – 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87;
б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности – копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
Таким образом, в случае если планируемая деятельность оказывает негативное воздействие на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, то такая деятельность подлежит согласованию с Управлением в приведенном выше порядке.

 

Вопрос: Разрешено ли осуществление любительского рыболовства в границах рыбоводного участка?

В соответствии с пунктом 10 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Министерством сельского хозяйства РФ от 30.10.2020 № 646 (далее – Правила рыболовства), любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о любительском рыболовстве) и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 6 Закона о любительском рыболовстве установлено, что любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Частью 4 статьи 6 Закона о любительском рыболовстве установлено, что любительское рыболовство запрещается осуществлять на:

1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;

2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Кроме того, согласно пункту 11 Правил рыболовства, гражданам запрещается осуществлять любительское рыболовство на используемых для прудовой аквакультуры, не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах, а также на иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Объекты аквакультуры являются собственностью рыбоводного хозяйства, как и, например, плоды сельскохозяйственной деятельности являются собственностью крестьянско-фермерского хозяйства. Все законопослушные граждане знают, что сорвать кукурузу с чужого поля будет являться кражей чужого имущества, как и вылов объектов аквакультуры. Аналогичное правовое регулирование установлено и в сфере охотничьих хозяйств, где на закрепленных охотничьих угодьях запрещено находиться гражданам с орудиями добычи охотресурсов равно, как и добывать их без соответствующих разрешений.

Само понятие любительского рыболовства, регламентируемое Законом о любительском рыболовстве, это деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Деятельность подразумевает применение разрешенного Правилами рыболовства орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с целью изъятия из водного объекта рыбы. Данный процесс любительского лова начинается с момента, когда приманка, наживка с крючком окажется в воде, так же, как и нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, в том числе зачехленным, разобранным, незаряженным, без разрешения на охоту приравнивается к охоте и является нарушением.

Таким образом, осуществление любительского рыболовства в границах рыбоводного участка запрещено, что также подтверждает судебная практика: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2023 по делу № А76-9084/2022, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2023 по делу № 88-1399/2023, апелляционное определение Челябинского областного суда от 14.09.2023 по делу № 2-1311/2023.

*Нижнеобское территориальное управление не уполномочено разъяснять законодательство РФ. Ответ является позицией управления.